Армения. Хор-Вирап, Татев, Горис. 19 мая 2016. День 7

Утром 19 мая 2016 года погода сменила гнев на милость и выдала нам яркое солнце и все +30! А нам оставалось позавтракать, выселиться из апартаментов, закупиться сувенирами в Ереване, потому что впереди больше крупных городов не планировалось, и уехать в сторону Нагорного Карабаха. Но перед этим нас ждал Арарат и Хор Вирап.

Что везти из Армении в качестве сувенира? Конечно же коньяк! Где покупать? Говорят надо ехать на заводы "Арарат" и "Ной", но днем ранее мужчины наши расспросили работников шиномонтажа, где переобували нашу машину. И те авторитетно заявили, что на заводе дороже и что тот же коньяк продается в любом супермаркете города. Рядом с нами был как раз довольной крупный магазин. Там мы и купили утром ящик этой замечательной жидкости. В России аналогичный коньяк стоит в 1,5 раза дороже и не факт что является оригинальным.

Еще ради разнообразия взяли гранатовое вино. Позже нашли такое же дома в "Ленте"и сравнили ради интереса. Вкус разный, стекло бутылки другое. Не сказать, что "наше" хуже, просто оно другое.  В сравнении настоящих грузинских вин и тех что продается у нас под их видом явно пошло не в пользу "русских" грузинских. А вот с армянским импортом все нормально.

Итак, сделав все необходимые дела мы выехали на юг от Еревана в сторону монастря Хор Вирап, который является лучшей смотровой площадкой на Арарат. Интеренсо, что до границы с Турцией здесь всего 1,5 к и со стен монастря прекрасно видно колючку и сторожевые вышки с солдатами. А Мегафон так и вовсе прислал мне приветственное смс "Добро пожаловать на территорию Турции". Я бы конечно и рада еще раз вернуться в эту страну, но не сегодня.

Примечательно, что Арарат являясь символом Армении и будучи изображеным на ее гербе, на самом деле принадлежит Турции. Враждебному для нее государству. От монастыря Хор Вирап, с которого сделана фотография выше, до Арарата почти 30км.

Считается, что именно к Арарту пристал ковчег Ноя после Великого потопа

А сейчас про дорогу и монастырь.

От Еревана путь довольно живописный, главное выбраться из города. Хоть и нет тех самых гор, что встречаются путешественника, если заехать в Ереван с севера, но идут красивые поля, виноградники и сады по обе стороны дороги. Здорово разнообразят пейзаж угольные электростанции или шахты - не знаю точно какие, но дымят здорово. Всего дорога занимает минут 30, за которые ты попадаешь по ощущениям в другой климатический пояс. Или это так жара нас удивила.

Потом ты прибываешь на стоянкуперед монастрыем, проходишь под плакучивами то ли ивами, то ли оливами и поднимаешься по крутой широкой дороге наверх к монастырю. За спиной поселки и кладбище, впереди Арарат, а в центре ты и Хор Вирап.

Это была первая достопримечательност в Армении в которой мы застали реставраторов!

Территория как и в прочих армянских монастырх небольшая. Это мы привычные к квадратным километрам русских кремлей, но здесь, что ни церковь, то крепость! Поэтому точечно на горе, основательно и по делу.

Если мне станет скучно жить - приклею усы и буду позировать туристам =)

Небольшие внутренние помещения, свечи, тишина, вновь надписи накарябаные давно-давно некультурными соотечественникамии жаркое солнце.

Насмотревшись на красоты и основательно прижарившись на солнце мы загрузились в авто и двинули в сторону Татевского монастыря.

Кстати, дороги на всей территории Армении достойные, даже узкие поселковые двухполоски нас радовали, а не огорчали. Про природу окружающую вообще говорить не приходится - рот закрыть невозможно от красоты.

Где-то здесь мы остановились у придорожного кафе перекусить и сделать все нужные и не нужные дела. Вдоль казалось бы пустынных дорог есть заправки и кафе, не часто, но есть. И самое главное - везде есть WI-FI! Этим Армения меня покорила)

Пейзаж гористый, но больше похож на равнину, однако высота над уровнем моря здесь приличная и в самой высокой точке превосходила 3000 метров.

Эти зеленые луга, это голубое небо, эти белые облака - это Армения! И я никогда не могла представить, что здесь так! Даже в момент подготовки и разработки маршрута я особо не лазила по фотографиям дорог. Выписала церкви, озера, а главную достопримечательность - страну - и не заметила.

Дорога - главное в Армении!

Вот здесь еще чуть-чуть и граница.

Про панораму на фото ниже можно сказать только одно - Когда впереди Иран, слева Нагорный Карабах, справа Азербайджан, а ты в Армении!

Без барашек никуда.

Вот и добрались до Татева. Здесь чувствуется дух европы, но и одновременно какой-то китайский подход к организации туристического места - огромная стоянка, новое здание касс, ресторанный дворик, залы с креслами. Все это относится к канатной дороге "Крылья Татева". На этом месте я себя  в очередной раз поругаю и клятвенно пообещаю в следующий раз снимать все подряд и более тщательно, а не только то от чего дух захватывает. Понятно, что я видела и помню, но вот для иллюстрации рассказала фото-данных не хвататет.

По сравнению с канаткой на Хуашани в Китае "Крылья" конечно кажутся маленькими, простыми и не захватывающими дух настолько. Но в любом случае - это самый романтичный и прекрасный вид транспорта на мой вкус.

Помимо канатной дороги до Татева можно дораться и по дороге асфальтированной  -  через красивое ущелье, при этом посмотреть грот, природный каменный мост и само ущелье.

На фото ниже видна та самая старая дорога.

Выйдя из кабинки попадаешь на небольшой рынок, где бабушки торгуют чаем, горными травами, чурчхелой и прочим. Пройдя метров 50 вверх попадаешь на территорию монастыря. Здесь так же как и в Хор Вирап идут ремонтные работы, много уже сделано, но многое еще и предстоит. Внутренняя территори огромна по сравнению с другмими священными местами и перемещаться по ней можно без запретов. Внутри храма играет музыка. Это оказалось так неожиданно и красиво, что пробрало до дрожи.

Но сначала мы зашли в старую мельницу, где не только мололи муку, но и выжимали масло. Прослушали лекцию и просмотрели интерактивные стенды. Было очень позновательно и интересно. Там же находится магазинчик с травами,чаем и маслами - купили сувениры родителям. Цены невысокие.

Внутренние помещения церкви, хозяйственных построек и дополнительных помещений.

На фото ниже Гавзан - качающийся столб, который предупреждал монастырь о землетрясении и неприятеле. Мужчины пытались его раскачать, но не вышло.

И по традиции много солнца под конец осмотра.

Со скальных стен у монастыря и из окон хоз.построек открываются красивейшие виды.

А дальше мы вновь на канатку и на ночевку в Горис.

До Гориса от Татева около 30км, если посчитать все повороты дороги. Но путь ровный и красивый. С погодой в этот день повезло просто невероятно! Это мы поняли на следующий день, но об этом позже.

В самом Горисе ничего интересного нет, планировали его только как место ночлега - самый крупный (20тыс. чел.) из ближайших городков к монастырю. Гостиницу заранее не выбирали, сориентировались у Татева, там прекрасный wi-fi. Жалко только, что оценку в букинге у отеля посмотрели, а отзывы не почитали. Ночевали в "Zanger Hotel"  - не повторяйте нашу ошибку! На сайте все прекрасно, но на деле обман. Интерьер нормальный и на этом все прелести заканчиваются. Заселившись у нас забрали паспорта, но это частая практика в бывших республиках ссср. Мы спросили про ужин - сколько стоит и что входит. В это время за богато накрытыми столами сидела компания из 6 человек, пила вино и ела мясо. Нам обещали аналогичный набор за 3 000 с человека местных денег. И еще хозяин уверил, что в городе мы так поздно (было около 7 вечера) открытое кафе не найдем. Поверили, узнали где банкомат и ушли снимать деньги. В банкомате - внимание! - работают только карты VISA, мой Мастер остался не при делах(((

А городок выглядит как-то так:

Вообще все провинциальные города Армении выглядят так - серый кирпич, серые ставни, серые ворота, серые крыши. Серое все. Толи краску не завозят, толи выделяться не принято, толи одно из двух. Но по факту вокруг настолько красиво, что пожалуй рафинировать домики было бы уже через чур.

Горис находится в небольшой долине между горами, как в раковине. Маленькое поле пшеницы с серыми мышками домов.

Так вот возвращаясь к нашим баранам, а именно к отелю и его руководству. Кстати, заезжая в него мы увидели автомобили ООН и точно поверили в адекватность этого места. Но нет. На ужин нам быо подано: рис без всего, жареная картошка, грибов соленых ложка, салат, по куриному нагетсу из замораживаемых полуфабрикатов, корзинка лаваша и пол литра водки. Мы честно ожидали шашлыка и вина, как на столе рядом, но зря. Я понимаю, что за 3000 драм (370рублей) в России сложно просить вино и мясо, но для Армении это обдираловка чистой воды! Ох как мы были злы! Еще и wi-fi плохо работал, но было подозрение, что весь его "съел" ооновец сидевший с ноутом в коридоре. Видимо в номере у него он не ловил. Странно, что роутер висел прямо у нас над дверью, но сигнал был плохой.

Вечер провели играя в свинтуса. Распланировали следующий день и легли спать. Душ кстати в номере тоже был странен.

Седьмой день путешествия был невероятно насыщен! Мы проехали 300км на юго-восток страны, осмотрели два монастыря и насладились видом на Арарат, останавливали машину на горном плато близ карабахской границы чтобы сфотографировать все и осознать где мы, думали "а не завернуть ли нам в Иран - недалеко ведь!", прокатились на канатной дороге, увидели настоящих ооновцев, армянские военные фуры, великанские лэп(смотри фото следующего поста), невероятный солнечный свет и ...иииии! И это было круто!