Россия - Грузия. Военно-грузинская дорога. 13-14 мая 2016. День 1, 2

Вот так 29 декабря, спустя полгода после поездки, я собралась с мыслями и решила описать то, что случилось с нами за те две недели весны.

День первый и второй: дорога Рязань - Тбилиси.

Описываю все довольно подробно как для себя( все-таки это страницы памяти наших путешествий), так и для вас - не по всем маршрутам бывает достаточно информации из других источников. Лучше быть подкованым со всех сторон.

В сторону Российско-Грузинской границы из Рязани стартовали рано утром 13 мая. Путь лежал по трассе М4 по маршруту:  Михайлов - Воронеж - Ростов-на-Дону - Батайск - Невинномысск - Пятигорск - Нальчик - Владикавказ - КПП Верхний Ларс - Степанцминда - Тбилиси. Все это время нам верой и правдой служил Volkswagen Transporter, прошедший к тому времени уже 200 000 км по дорогам других стран. За рулем попеременно были два водителя.

Коллективно было решено не останавливаться для обедов в кафе, а ограничится короткими перекусами из домашних запасов. Мужчины уселись за руль, а девочки мирно сопели сзади. Первый перекус случился около 9 утра недалеко от Липецка, после чего И+А сели за руль. Я с мужем и Е. легли спать до пересменка под Воронежем. Надо отметить, что внутри салона было оборудовано почти полноценое койко-место: снят средний ряд сидений и поставлено кресло-раскладушка, на котором и отсыпались водители. Под Воронежем вахту рулевого и штурмана взяли я и муж и направились в Батайск - мне необходимо было заехать к родственникам в этот город-спутник Ростова-на-Дону. Около 6 вечера эти дела были сделаны, но пробки на подъезде к Ростову и по пути в Батайск выбили нас из графика на 1,5 часа.

После Батайска штурмном села Е., а я ушла спать. Перекусы и санитарные остановки устраивали на заправках , их было еще несколько. Изначально была запланирована начевка в Мин.Водах, но уже к 22:30 где-то у Тихорецка стало понятно, что туда мы не успеем до нормального времени и надо искать ночлег прямо-сейчас в ближайших гродах. С собой были и палатки, однако копошиться в кустах в темноте и под дождем( накрапывал иногда) не хотелось. С помощью еле-еле работающего в роуминге интернета от Мегафон нашли очень хороший гостевой дом "Парк отдыха" в Невинномысске, добрались туда к 12 ночи. А. упросила администратора пустить нас пятерых в трехместный номер, в котором и заночевали.

Далее подъем в 8 утра и дорога в сторону Грузии. После Мин.Вод остановились на дозаправку как автомобиля, так и организмов. Еды было с собой взято достаточно, поэтому время и деньги экономились хорошо.

За Ставропольем начали попадаться занятные КПП. Кабардино-Балкария и Северная Осетия - это колючая проволока, ежи и шлакбаумы на дорогах. Почти все автомобили с московскими номерами останавливались и досматривались, у некоторых вплоть до выкладывания вещей из сумок. Мы со своим регионом 62 ставили пограничников с ступор и видимо считались почти родными, потому что регион 26 - это Ставрополь. Таким образом до Владикавказа и границы мы добрались спокойно и  без досмотров

Недоезжая до Нальчика по правую руку на горизонте появился Кавказ. У меня дух захватило от горной мощи, снежных вершин и белых облаков на дними. Здесь могу ставить только восклицательгые знаки и кричать от радости!

Кстати, еще от границы Пятигорска трасса была пуста. И на двух полосных и на более широких дорогах мы ехали очень спокойно и чаще одни. Где-то в небльших деревеньках движение усиливалось, но на пробки не походило. Зато там мы поняли что такое кавказское вождение: обгон по встречке - любимое занятие. К. через пару минут освоил это прием и как джигит на белом коне быстро гнал наш белый же транспортер к границе.

Удивило кол-во виноградников и яблоневых садов вдоль дорог. Они огромные и повсюду! Еще попадались оливковые посадки. Неужели в России будет скоро все свои и в достойном кол-ве?

Во Владикавказе была последняя перед границей остановка на дозаправку авто и самих себя. Цены на топливо росли, на еду падали. В кафе пообедали осетинской едой: супом, лепешками и овощным салатом. Жара стояла приличная! Если из Рязани мы выезжали в спортивных штанах и толстовках, то здесь уже давно переоделись в шорты и майки. Воздух чистый и свежий, дышалось легко. От Невинносмысска и до границы рулевыми были мы с мужем.

Сразу за Владикавказом начинается знаменитая Военно-грузинская дорога.

На КПП Верхний Ларс подехали к обеду. Оно работает 24 в сутки без обеда и выходных. За неделю до нас в майские праздники здесь собирались многокилометровые очереди из желающих просто отдохнуть или съездить к родственникам и мы немного опасались пробок, но надеялись, что после праздников народа будет поменьше. В итоге в это время мы были там чуть ли не единственными! Прошли российскую границу за 5 минут включая осмотр авто, на Грузинской стороне все еще быстрее. Получив заветные штампы в паспорта, полностью окунулись в путешествие и отпуск.

За грузинским КПП всех ждут сюрпризы. Если до Ларса дорога очень хорошая, то сразу после границы начинается ухабистая щебенка и столбы пыли, кругом ведутся работы толи по устранению обвалов,то ли просто совершенствования трассы.

Но уже через 1,5 км кошмар закончится и вы не сможете закрыть рот от красоты за бортом! Мы так вдохновились, что остановились в первом же возможном кармане, К. отмыл запачканое разбившимися насекомыми стекло, насладились пейзажем и воздухом. И я пересела к водителю вооружившись фотоаппаратом. От границы и далее, и почти всем серпантинам нас вез И., уже накатавший по аналогичным дорогам Европы не одну сотню километров.

На этом месте мы вышли сраженные мощью природы. Сделали 100500 селфи и тронулись дальше. Здесь же трети день ждал помощи российский дальнобой. Выбрал красивейшее место чтобы сломаться.

Первый тунель, что справа в холмах, познакомил нас с суровой реальностью грузинских горных дорог - там не было не только света, но и дороги: ямы и огромные лужи.

Первая длительная остановка и первая достопримечательность - Церковь Святой Троицы ждала нас в Степанцминде у подножия горы Казбек. Поднятся к церкви можно тремя способакми: пешком, на своей машине, взять вездеходное такси. Пешком долго, свою машину жалко(дорога там ужасная! Колдобины и камни такие, что можно похоронить "деу матисс"). Поэтому мы отдали 30 лари местному водителю, который нас добросил до вершины за 10 минут. Ехать там и страшно, и красиво, и больно - иногда на ухабах подскакиваешь головой до потолка авто или бьешься пелчами и локтями в окна.

Степанцминда живет своей тихой неспешной жизнью: по улицам ходят коровы и лошади, женщины что-то готовят, мужчины о чем-то говорят, дети играют в свои веселые игры.

А на верху открывается невероятный вид!

На фото все еще день 14 мая, тот же где мы жарились во Владикавказе, но в горах уже холодно. Высота 1700 м над уровнем моря, холодный сильный ветер со снежных гор - поэтому мы сразу утеплились в пуховики и джинсы.

Входить можно только в платке и юбке, что правильно. Внутри церковь маленькая и темная: горят свечи, утопленные в песок, заходят и крестятся верующие. Там тихо и спокойно. Хочется возвращаться еще и еще. Монастыри и церкви здесь знаковые и особенные места. По настроению и ощущениям совсем не похожи на наши, хотя относятся так же к православию. В них нет помпезности и упитанных батюшек. Монахи молчаливы и серьезны, от них веет вековым спокойствием и уверенностью.

В этом месте на едине с природой и монастырем кажется, что в мире больше нет ничего и ничто не сможет изменить ход событий: квнличить их темп и изменить направление.

Место силы православия и грузинского народа.

Место силы людей.

Когда мы все осмотрели и собрались вниз - вышло солнце.

Обратно с горы спускаться было страшнее. Все время казалось, что вездеходная леворульная японка не устоит, соскользнет с колеи в пропасть. По дороге попадались едущие вверх такие же машины, каким образом они разъезжаются на однополосной дороге, которой и дорогой-то не назовешь, для нас осталось секретом.

Спустившись, поинтересовались у водителя где можно поесть вкусно и не дорого, он отправил нас в кафе(фото ниже) и велел сказать, что мы от Мирзы. Мирзой стало быть наверное зовут его. Расположено оно по левой стороне дороги, если ехать к Тбилиси, совсем не далеко от въезда на гору.

Заказали мы естественно хинкали(три вида начинок: говядина, свинина и картошка с грибами) и хачипури. ООООО! Это был такой вкусный ужин!!! Описать невозможно, но желудки наши ликовали.

Поели, согрелись, отдохнули хорошо. На часах был уже шестой час вечера, засиживаться нельзя - чтобы успеть проехать перевал и серпантин засветло. Дальше на фото красоты горной дороги в закатном солнце. Камеру можно не выключать, рот не закрывать и лишь впитывать в себя природу.

Въехав на заснеженый перевал мы впечатлились еще больше, хотя казалось бы уже больне и не куда впечатляться. Пейзажи настолько резко и разнообразно меняются от высоты к высоте, что дух захватывает!

Через некоторое время выехали к Арке Дружбы Народов. Сама арка представляет из себя мало прекрасного, а вот окружающий пейзаж - то для чего недо обязательно ехать на эту смотровую площадку!

Пробыв там с полчаса, нафотографировавшись, двинулись дальше: по противолавинному туннелю, мимо горнолыжного курорта Гудаури, мимо овечьих и коровьих стад, мимо небольших сел ко второй достопримечательности - крепости Аннанури и большого водохранилища

По дороге нас остановили грузинские полицейские. В начале пытались запугать штрафом за превышение скоростного режима(хотя мы так и не поняли где там был знак и какой он там был, и вообще откуда эти полицаи вдруг взялись и что они могли увидеть). В итоге нас отпустили с миром просто спросив кто, откуда и что хотим увидеть.

Однако страшновато. Местные полицейские - это подтянутые, суровые, вооруженные, загорелые мужчины в черной форме. На мягких российских не похожи совсем.

Далее до Тбилиси было запланировано еще 2 достопримечательности, но световой день не бесконечен - успели только к крепости Ананури,  к которой примыкает большое водохранилище. Но видимо мы попали в неправильное время года, потому что воды в нем почти не было. В то время как на других фото можно увидеть бесконенчое озеро бирюзового цвтеа воды, мы увидели только пересохшую серую долину.

Тепреь наш путь лежал только в Тбилиси. В город прибыли уже к ночи. С помощью навигатора нашли квартиру, забронированную заранее через сервис www.airbnb.ru. Сходили в магазин за местным вином и едой.

Таким образом путь от Рязани то Тбилиси с одной ночевкой, заездом в Степанцминду и фото-остановками в грах занял у нас 1,5 суток.

А завтра был длинный жаркий, дождливый, но солнченый день.