Узбекистан. Бухара. 28 и 29 апреля 2017.

Доброе утро, дорогой читатель. Сегодня ты окунешься в мир сказок "1001 ночи", увидишь бирюзовые купола, резные двери, минареты и блеск солнца на мостовых.

На этом заканчиваю говорить высоким штилем и говорю как есть - подъём в 7 утра , 500 километров пустыни Кызыл-Кум по странной дороге, самса в придорожной ашхоне, магазины в медресе, пруд в центре и ужин за 45 000 сум на троих.

Интересно? Поехали!

Утро было вполне себе как утро: душ, завтрак (во всех гостинках Узбекистана он включен, причем довольно обильный), машина, чемоданы, дорога, сон, фотографии.

Из всего этого списка отдельно надо сказать о дорогах - их нет. Нет, они как бы есть, но не везде. А там где все-таки есть такое впечатление, что асфальт на них укладывали еще при Сталине. Грусть и печаль.

Помимо обилия ям ещё одно отличие У. от соседних государств - отсутствие бензина. Нет, он опять же есть, но а)дорого, и б)не везде и с) не всегда.

Выдержка из моего инстаграма:

Пейзаж до пустыни довольно скромен - поля до горизонта, редкие деревни с глиняными одноэтажными домами, полное отсутствие пасущихся животных. Зато на полях то тут, то там на корточках что-то делают местные жители. У нас на таких больших полях людей я не видела ни разу.

Заправок на самом деле много, но все они пустуют. Ни людей, ни собак - никого. Тишина. Где-то читала, что бензин привозят туда по расписанию и вот тогда выстраивается очередь. Но здесь уже тот молодец, кто успел - достается не всем.

Газовых заправок тоже много, на одной из них мы останавливаелись. Здесь в У. суровые правила - пассажиров надо высадить до въезда на АЗС. Внимание мы конечно привлекали немало, шествуя по ним как по плацу, ибо размером они всех не маленьким. Вот как на фото ниже.

Стоит газ недорого и хватает его на долго.

После дозаправки пошли сотни километров пустыни. Хотя пустыней в чистом виде ее не назовешь, больше похожа на степь - кажется вот-вот и увидишь дрофу или стаю тушканчиков.

Через Кызыл-Кум идет бетонная дорога - ехать приятно. За окном все жарче и жарче, окна на распашку. Кондиционера в нашей машине или не было, или его не включали. По пути останавливались в придорожном кафе перекусить. Водитель обещал какие-то невероятные яства - самсу и шашлык(при чем самсу взяли на одной, а за шашлыком поехали на другую).

Придорожные кафе - та ещё история. Это небольшой сарайчик у дороги, небольшой тент из веток и чего-то еще. Внутри несоклько пластиковых столов и стульев - всё по высшему разряду так сказать. Посуда не первой свежести, но всегда аутентичная. Еда тоже так себе. Водитель был доволен как слон, а мы, искушенные итальянской и грузинской кужней, недоумевали, но ели - голод не тётка.

Ниже бесконечная лента дороги. Стоимость перегона Хива - Бухара 45$ за машину, за 500км пути!  ВСЕГО 45$! Цены - это то что в Узбекистане радует.

Вблизи трассы Ургенч-Бухара протекает Амударья. Помните из уроков географии эти чудные названия: Сырдарья и Амударья? Так вот Сырдарья течет сервернее и через Казахстан большей частью, а Амударью можно увидеть в Узбекистане. Это пограничная река, так как идет практически чётко по границам Таджикистана и Авганистана, затем через Туркменистан и уже потом на территории Узбекистана впадает в умирающее Аральское море. Но бог с ней с географией  - давайте любоваться. Ветер на смотровом холме ужасный, спуститься ближе к реке нельзя - крутой берег, но красиво! Невероятно!

Цвет воды просто космос!

За рекой уже Туркмения, о чём нам не забыл сказать Мегафон в приветственном сообщении о смене роуминга.​

А пустыня Кызыл-Кум по большей части выглядит так. Довольно зелено, да? Но температура не маленькая за окном. Дальше мы дружно уснули - оно и понятно с таким-то пейзажем.

Дальше было интереснее!

Главное особенностью этой нашей поездки был отказ от раннего, да и вообще от бронирования заранее жилья. Мы решили быть Орлом и Решкой. Где же жить в Бухаре? Мы пытались накануне что-то найти через букинге, но хозяин Хивинской Лалиопы сказал, что знает куда нас отправить. И отправил в хостел Руми(фото ниже). К счастью трёхместный номер был свободен. Но у водителя было еще 2 запасных варианта на случай отсутствия мест.

Зачем мы так рисковали? Во-первых, без риска скучно. Во-вторых, бронировать заранее в Узбекистане и Киргизии это платить на 15-20% больше. Связано это с чёрным курсом доллара и доп.комиссиями от букинга и прочих сайтов.  Поэтому приехал в город, посмотрел что есть в том же букинге, спросил таксиста, сделал вывод, доехал, поторговался - поселился.

Итак, за 6 часов мы добрались до Бухары. И заселились в хостел Руми http://www.tripadvisor.ru/Hotel_Review-g303936-d8401427-Reviews-Rumi-Bukhara_Bukhara_Province.html

О цене договаривались на месте, цену сбили прилично. В итоге вышло 70$ на две ночи номерна троих(11,5$ за ночь с человека) и это с завтраком. Вот он ниже, красавец. Кстати, с наружи все здания в У. довольно унылы и это все потому что они не считают нужным выпендриваться перед соседями красотой заборов и ставен. Весь сок и уют в домах во внутренних помещениях. Там как правило большие крытые терассы, виноградные лозы, столы и стулья.

В дома принято входить босиком, а обувь оставлять у порога. Никто ее не возьмет. Но я таскала в помещение, ибо непривычно и кажется что кто-нбудь да стащит. Менталитет наш и привычки, ага. Печаль.

Ещё один шок - в Узбекистане чисто! Чисто настолько, что белые носки мои за 3 дня носки не изменили цвет. Я бы и дальше носила ради интереса, но как-то не комфортно. Причем я даже в машине разувалась и ставила ноги на коврик, и потом по дому тоже без обуви в носках и все ранво они ЧИСТЫЕ и БЕЛЫЕ! Ш -

ШОК!

Далее по классике прийти в себя, что-то пожевать, составить план действий и в путь!

У нас всё получилось очень хаотично - как-то выбрались в центр (хотя там всего 150 метров по узким извилистым улицам), как-то нашли центральные площади, приценились к суверирам. Гуляли. После Хивы Бухара кажется огромной! Высокой и шумной.

Далее памятник Ходже Насредину и гостиница на центральной площади. Рядом с ней каждый день торгует самсой мужичек. Самса так себе - но главное зрелище! Делает он ее прямо на тележке. На нее установлена переносной тандыр.

И мы пошли через рынок к Калон Минор, Пои-Калян и далее к Арку. Вообще центр Бухары очень небольшой, наверное как в Праге - поэтому обойти все за вечер и даже два раза легко.

Через дорогу продолжаются помещения крытого рынка. Продают всё. Но всё своё, а не китайское.

Далее мы вышли к ансамблю из двух медресе. В названиях я и сейчас запуталась, и тогда не особо ориентировалась. Потому как они все похожи друг на друга и только самые большие соглашался запомнить мой мозг. В первом из них внутри оказались магазины ковров и одежды, частично уже закрытые. Во втором была стройка и вход закрыт.

Печально наблюдать зрелище, когда исторические комплексы превращают в рынки.

Дальше сквозь закатное солнце к Медресе Мири-Араб, минарету Калян и к действующей мечети, где мы видели молящихся, но зайти было нельзя.

Лайфхак или провал вечера - судите сами: чтобы попасть внутрь медресе нам пришлось заплатить 14 000 местных денег. Но! Внимание! Муж за 20 минут до нас прошел туда бесплатно простой обойдя стол билетеров. Но девочек, то они пропустить не могли, девочки с камерами это ужас)))

Внутри очень красиво, спокойно, классическое дерево посередине скрывает в своей кроне стаю поющих птиц. В закатном солнце весь город великолепен!

На фото ниже как раз товарищ билетёр, которого мы обойти не смогли. Бу

Часть крепости огорожена забором из профлиста. Площадь вокруг и площадь внутри огромна! Но открыт для посещения только небольшой уцелевший пятак крепости. За внутренний забор можно пройти договорившись со сторожом, но мы не пошли. Там практичсеки все разрушено ещё с начала 20 века, а просто вид на город за 6000 с носа нас не устроил.

Наш оплаченый двухдневный вход в крепость стоил на троих 30 000 местных. Чуть поже мы поужинали за 45 000.

Небольшая ремарка из инстаграм про фотографию кошки.

Дальше был скромный ужин в одном из кафе(чайхане): шурпа, салат, лепешка, чай. Итого 45 000 на троих. Почему не плов? Потому что он есть только утром до обеда и искать его надо на рынках, а мы во-первых, после завтрака так бытро есть не хотим, во-вторых, не попадали по времени на рынки.

Фото ночной Бухары.

Привет хостел, привет плохой интернет. Кажется он здесь все ещё диалап, так и казалось что слышу откуда-то из под кровати хруст модема. Чтобы всё-таки посмотреть жилье в Самарканде пришлось просыпаться в 7 утра, пока ещё не очнулись другие постояльцы и не забили канал.

Второй день в Бухаре принес нам поездку на огромный рынок, где продаётся всё от еды, до шин. А рынки мы любим: закупились халвой, специями и прочим. В специях правда привезли домой живность - в банке спустя месяц вылупились милые беленькие червяки)))) Из Батуми таких приветов не было к счастью. Поэтому аккарутнее с пряностями. Но выбор там конечно огромный!

Купили посуды, которую позже обнаружили уже в Рязани в соседнем магазине узбекских сладостей. Упс. Купили разнох орехов и халвы, которая спасла нас от голодной смерти ночью в киргизской Тамге(подробности позже), и которая ароматизировала весь багаж.

Всего за второй день в Бухаре на сладости, сувениры и еду мы потратили 50$ на троих.

Запахи конечно стоят невероятные!

А еще все с нами говорили на русском. Расказывали коротко о себе, вспоминали хорошее прошлое, говорили кто где служил или ездил. Очень много кто учился на территории современной России, кто-то объехал её всю. Такого кол-ва путешественников я ранее не встречала.

Местные очень грустят по времени СССР, ибо на момент нашей поездки общее состояние населения оставляло желать лучшего.

После рынка зашли за Арк, нашли парк с памятником скорбящей матери. Очень красивый и уютный ландшафт. Там у дяди в явно киргизской шляпе купили сувениром книгу "1000 рецептов плова" - и с воробьями, и с голубями. Забавная.

Ниже фото чайханы с отдыхающей на топчане местной жительницей.

Потом мы проложили курс по карте чтобы обойти мимо того,что посмотрели накануне и увидеть новое.

А дальше что? А дальше мы вышли из исторического центра и попали в стандартный(ну почти) советский город изрядно заросший травой. Эта часть города кажется заброшенной, лдей нет и следов жизни нет.

К вечеру мы обиделись на узбекский плов и пошли есть его в ресторан. Да чтобы в неплохой. Нашли. В соседнем зале играли свадьбу. У них все по другому - столы вдоль стен, куча народа, песни и тосты, песни и тосты. А еще удалось поймать в объектив две свадебные пары. Я так рад, я так рад)))) Эти фото ниже.

А сейчас цитата из инстаграма про плов и не только:

И главное!

На этом закончился наш второй день в Бухаре. Гуляли уже без камер, нашли продуктовый магазин, купили что-то в поезд. Завтра нас ждал путь из Бухары в Самарканд. Много нового, приятного и неприятного, странного.

Опережая события рассказа - Бухара стал лучшим городом в Узбекистане для нас. Уютным, своим, небольшим, но заботливым. Местом, куда вернуться хочется и посмотреть как же все-таки перестроят ее местные власти.