Турция. Стамбул. Ноябрь 2015. День первый.

Ездить из года в год в одни и те же места или ездить исключительно на море - это не про меня. Я отношусь к тому сорту людей, которые всегда стремятся познать, увидеть новое. И даже найдя что-то действительно хорошее, интересное, уютное, запомнят его, но через некоторое время побегут искать другие впечатления.

Мысль посетить Стамбул родилась в моей голове давно, году эдак в 2011, но в планы скорейшего посещения не входил.

Однако в один момент стало ясно, что день рождения должен выгодно отличаться от любых других дней года( даже самых радостных и праздничных), и мы решили с Е., что Стамбул это отличное место встретить её личный новый год. И встретили мы его отлично! На долго запомнится и поездка, и подготовка, и возвращение в Рязань.

----

Началось все со сбитого 24 ноября Су-24. Мы вылетали утром 25 ноября, сразу после. Родственники встали на уши , умоляли, угражали, шантажировали. Что только не пускали в ход. Но утром 25 ноября мы все-таки выехали в сторону Домодедово. Было жутковато, но не отменять же такой волшебный день рождения? =)

В Домодедово наши приключения и начались. Досмотр был жестче, чем обычно. Почти такой как в Китае. Досматривали на каждом шагу, паспортный контроль проходили в спец.очереди и не так просто как обычно. Допрашивали по полной: кто, куда, зачем, на долго ли, не боитесь?, уверены что вернется? - и прочие пугалки. С некоторыми беседовали по 10-15 минут. Рейс был как всегда задержан: ждали долго и посадки, и потом еще долго сидели в самолете. Но это нас не сломило) Не сломило и то, что в нашем ряду не оказалось иллюминатора.

Долетели хорошо. По прибытии нас встретил трансфер и доставил в апартаменты (на часах был 12 час ночи), которые мы арендовали на 5 дней в самом сердце старого города.  В трех минутах ходьбы от Голубой мечети и Айя Софии, но это мы узнали в предпоследний день. Да! Способность ориентироваться на местности нас покинула в первый же день, когда выйдя на улицу мы увидели море! Это было шоком, совершенной неожиданностью и счастьем. Да, конечно известно, что Стамбул омывается Мраморным и Черным морем, да - мы видели это на карте, да - знали, что будем гулять к Босфору, но почему-то совершенно не думали, что увидим море, чаек, почувствуем его дыхание вот так сразу, вот так вдруг, вот так.

Вот так, разработав маршрут, вооружившись картой, выйдя на улицу и заорав в три глотки:"Сморите! МООООРЕ!" мы на три дня сбились с графика, понимания топографии, и всех ранее разработанных предосторожностей пребывания во "враждебной", с точки зрения наших родственников, стране.

Поорали "Море!", сбились с маршрута и пошли гулять. Утром было солнце, да. Однако все информационные сайты о Стамбуле говорят, что в ноябре-декабре дождливых дней поровну если не больше, чем солнечных. Через часа полтора солнце скрылось и прилетел дождь. Увидев море - понеслись сломя голову искать выход к нему. Но поиски оказались тщетными. Удалось найти проход только к стройке нового причала и то лишь с другой стороны оживленной трассы. За лесами, кранами и заборами моря видно не было. Побрели обратно искать путь к достопримечательностям.

Нашли Гранд Базар, хотя шли к Голубой мечети. Он проглотил нас, пронес по своим улицам, одурманил запахом пряностей, окутал красивыми тканями, удивил яркими красками глиняных и стеклянных поделок, хотел оставить при себе, но нам удалось найти выход наружу. Начинался дождь.

Дальше пошли исследовать Голубую мечеть. Двор огромный! Красивый, строгий, светлый, туристов не много. Нашли вход, сняли обувь и прошли по ковру внутрь, на специально отведенную для туристов часть. Мечеть огромна! Красива! Это стоит увидеть обязательно. На купол можно смотреть бесконечно. ВАУ-ощущение конечно со временем проходит, но Мечеть определенно заслуживает звание одного из чудес нашей планеты.

Прямо напротив нее находится АйяСофия: "бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей; всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века»" (Википедия) Снаружи впечатление двойственное. Все от того, что она не единожды достраивалась, перестраивалась и реставрировалась за прошедшие почти 2000 лет его существования. ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ! Вы можете охватить разумом эту пропасть?! Руки начинают трястись от мысли сколько людей в ней побывало, сколько ног прошло по ее каменным полам, сколько рук дотрагивалось до стен и дверей, сколько глаз восхищалось величием убранства и мощью здания. Ходили по ней долго,поднялись на верхний уровень, сделали несколько кругов по внутреннему залу и коридорам входа. АйяСофия поражает не меньше Голубой мечети. Хоть храм и считается сейчас музеем, но  мы не смогли войти в него без платка даже будучи совершенно не религиозными. Это наверное в крови, в воспитании, хотя юбки да - не было(

Считаю АйяСофию так же местом из ряда - " К просмотру обязательно". Я не религиозный человек, но впечатления от посещения Храма думаю останутся со мной на долго.

---

Далее под почти проливным дождем мы пошли искать еду, по дороге купили первые сувениры: я взяла рыбу) Рыбы у меня болезнь, как-нибудь расскажу про это и про то откуда взялось. Сейчас о Стамбуле.

Долго выбирая, мы почему-то никогда не можем сразу выбрать едальню, окончательно промокнув и плюнув на все, забежали туда, где увидели надпись "Free wi-fi" )))

Вообще планируя поездку в Стамбул решили, что будем объедаться морепродуктами. Вот и начали. Заказали сибаса, дораду и кальмаров, турецкого кофе. Все принесли с гарниром из овощей, среди которых было по половинке огромного репчатого лука. Забавно, вообще лук там везде. Кофе оказался редкостной дрянью - на наш вкус. Рыба горадо лучше, а с лимоном вообще отлично. Сидели мы долго, пока не согрелись и подсохли. Воспользовавшись вайфаем, выложили первые фотографии в Instagram.

Тем временем дождь кончился и мы отправились дальше. Отправились наслаждаться Босфором, заливом Золотой рог и Стамбулом.

Этот ветер, эти волны! Корабли, мосты, крики чаек, рыбаки, продавцы бубликов и бутербродов с макрелью! Паромы, стамбульцы, туристы! Жизнь! Жизнь других людей, другого города, другой страны. Жизнь! Обожаю это чувство ощущения "не такой" жизни. Когда ты понимаешь, что и без тебя все это будет крутиться и вертеться дальше, но благодарен выпавшей возможности подсмотреть за круговертью, хоть чуть-чуть, но дотронуться до нее.

---

С набережной Стамбула путь наш лежал на Египетский рынок. Вообще хочу сказать, что весь старый город - это один большой рынок. Там продают все: постельное белье и еду, сладости и плетеные корзины, мясо и посуду, ткани и золото, невероятно красивое стекло и совершено банальные китайские игрушки, обувь по 1$ и горы уличной еды. А гранатовый сок? Если про Париж говорят: "Увидеть Париж и умереть". То увидев Стамбул, невозможно представить себе как можно не попробовать свежевыжатого гранатового сока!

~~На центральных улицах он стоит 5 лир, а чуть по глубже можно найти по 3 лиры. Еще один секрет: смотрите, чтобы у продавца на аппарате была сеточка, так сок будет без косточек. В первый раз нам выжали в стакан все кости из граната какие только можно. Но потом все было хорошо~~

Также нельзя его представить и без бублика, без донэра, чаек и шума волн.

---

Путь лежал домой. Домой, но через магазин. Здесь хочу отметить прелесть турецких помидор, они совсем не такие как импортируемые нам. От запаха одного разрезанного помидора с ума сойти можно! На ужин были местные продукты: помидоры, соленые маслины (будьте осторожны, они в Турции ОЧЕНЬ соленые), сыр типа нашего Чечила, бастурма (вот ее мы объелись! гораздо дешевле, чем в России, и не менее вкусная), острые соленые овощи (турки очень любят маринады, как и русские). Так же купили шаверму, она же донэр или донэр-кебаб. В отличие от русской, в ней нет майонеза и других соусов. Только мясо (курица, баранина или говядина), овощи и лепешка. Стоит по разному: от 7 до 20 лир, в зависимости от размера и вида мяса. Ну и куда же безбулика? Бублик стоит 1 лиру (на тот момент 20 рублей) и с чаем самое то!

Тем временем мысль о близости моря не давала нам покоя. И еще записи других туристов о верандах на крышах домов. И мы полезли))) Не спросили конечно никого, просто пошли по лестнице вверх до чердака, дверь наружу оказалась открыта. Дверь на свободу. И мы стояли...Стояли и впускали в себя этот мир. Долго. А потом решили хотя бы ночью, но найти дорогу до большой воды, до Мраморного моря. Во это был поход я вам скажу. Три девицы, темнота, отсутствие людей, свет из окон малоэтажных домов, шум моря и автострады где-то рядом. Подворотни-подворотни-подворотни. Дороги-дороги-дороги. Вверх-вниз-вверх-вниз. Но мы дошли! Прошли около километру вдоль кромки воды, осмотрели древнюю оградительную стену Византии и пошли искать путь домой. Рухнули спать.

Таким был день 26 ноября 2015 года. А завтра был районе Таксим, рыбный рынок, царская шаурма, случайная пустая мечеть, чайки, Босфор, закат, паром и мосты. День рождение Е., пытка едой, пирожное со свечкой и солнце.